Как научить ребенка списывать без ошибок
Начинаем выполнять задание – списывать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного
текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это
простое копирование
Но и тут дети умудряются сделать множество
ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов
вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а
себя. За то, что не научили списывать правильно.
Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам
кажется, что списать текст – это очень просто? Конечно, просто нам,
взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по
памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому
нам кажется, что все так просто.
А наш ребенок только учится писать и списывать,
и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо
помочь.
Итак, как же научить ребенка списывать без
ошибок?
Обычно списывание начинается с маленьких слов.
Как списывает ребенок? Он копирует каждую букву по-отдельности. Посмотрел
на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так
каждую букву он переносит отдельно.
Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока
ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую
букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть
на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет
неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по
странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему
найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время, интерес, а
значит получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо
работать.
Хотите помочь ребенку списывать легко и без
ошибок? Научите его это делать эффективно.
Списываем слово
1. Прочитай слово.
2. Повтори его.
3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.
4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как
написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать
именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз
так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на
конце.
5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.
6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения
того, что написал, а не повторения по памяти.
7. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно
сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть
свои ошибки.
Если все сделано правильно, то ошибок не будет.
Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее
сам, сверяя все буквы по одной с книгой.
Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова
таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше.
Списывать ребенок будет быстрее и легче.
Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?
•Прочитывая слово целиком и запоминая его, ребенок развивает
зрительную память.
•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок,
пишет быстрее и лучше.
•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком,
ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала
ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова
увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв,
что увеличивает угол зрения ребенка.
Следующим этапом будет списывание предложений. Если ребенок научился
списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет
нетрудно.
Списываем предложение.
1. Прочитай предложение.
2. О чем говорится в предложении?
3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова
(предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?
4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.
Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.
5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли
понятно?
6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в
тетради.
Комментариев нет:
Отправить комментарий